Как мы с дочкой провели год на домашнем обучении и вернулись обратно в школу
В школе дочка дико уставала, приползала домой бледная и несчастная, а тут еще и домашка — в первом классе мы сидели над уроками конкретно. Мне было ее очень жалко.
Школьная программа на самом деле не тяжелая, но очень растянутая, потому что учеников много. Вот задали стихотворение наизусть, и пока все тридцать человек ответят, это уже один или два урока.
Еще проблема школы в том, что у ребенка формируется страх ошибиться. Агния, даже не посмотрев на задачу, сразу говорит: «Я не знаю, я в задачах не понимаю».
Перейти на домашнее обучение легко. Для этого нужно прикрепиться к какой-то школе, где потом вы будете сдавать аттестации по предметам. В разных школах свои уставы и правила. Если школа позитивно настроена, то проблем не будет. Мы нашли школу в Новосибирске, это довольно известная среди семейников школа, там можно учиться экстерном и дистанционно.
Они сотрудничают с одной московской школой, и формально мы прикрепились туда. Там ты получаешь программу и под руководством куратора строишь себе график, который можно двигать. Если что-то не получается, тоже обращаешься к куратору, спрашиваешь. Все общение по скайпу или онлайн. Для каждого предмета дают тестовые вопросы.
В конце обучения по каждому предмету надо сдать аттестацию.
За год надо сдать аттестацию по всем предметам, это как экзамены. Можно учить все предметы постепенно, а можно блоками — сначала один предмет за несколько недель, потом другой. В основном математика, английский и русский все-таки идут длительно.
Предметы сдаешь по мере готовности, хоть в сентябре. Дочка моей знакомой учится так во втором классе и все предметы сдает уже в январе, так что в феврале она уже свободна. Но они очень организованные, в отличие от нас.
Экзамены идут «под запись» — ты ставишь видеокамеру и ребенок два часа пишет. Конечно, можно сходить в туалет и что-то там подсмотреть, но в началке они такого еще не умеют.
Если результат не устраивает, экзамен можно пересдать. Родитель может стоять рядом с ребенком во время экзамена и если он видит, что все совсем плохо, то можно просто выключить запись и эта попытка нигде не зачитывается.
У нас так было с окружающим миром: дочка все выучила, но написала на три, мы попросили пересдать и на следующий день пересдали на пять.
Наша школа платная, сопровождение там стоит около 14 тысяч в год. Но есть школы, где аттестация стоит, к примеру, 4 тысячи, а есть совсем бесплатные. Да, учебники мы покупали сами, но честно говоря, расходы на учебники по сравнению с кружками и всяким дополнительным образованием — это ерунда.
Это один из сложных моментов домашнего обучения. Мне было трудно определиться, какие именно нужны учебники. С одной стороны, многие родители стараются найти самые интересные и качественные учебники. А с другой — в нашей школе говорят, что идеальных учебников нет, и ничего конкретно не советуют. В результате я покупала те же учебники, что были в московской школе, куда мы прикреплены.
В день мы тратили на занятия час или два. Причем занимались даже не каждый день. Конечно, большой плюс домашнего образования в том, что ты можешь распоряжаться своим временем. Но тут же кроется и минус — надо уметь себя организовать. У нас, например, с этим проблема.
Получалось, что мы вставали в десять утра, потом до 12 раскачивались, в итоге занятия уползали на дневное время. Это мне не нравилось. Если совсем расслабиться, то перед экзаменами начинается настоящая гонка.
У нас график в итоге съехал, и в конце года мы уже какие-то темы проходили быстро-быстро, галопом.
Комиксы, по которым можно учить историю (это лучше многих учебников!)
Но, конечно, у тебя больше свободного времени на кружки и другие занятия, и ребенок не устает. А когда ходишь в обычную школу, плюс 4-5 раз в неделю музыкалка, плюс домашка — ребенок просто не успевает ничего.
Ну и еще один плюс — можно спокойно куда-то уехать. Мы, к примеру, уезжали весной в Турцию. Там, кстати, с режимом было отлично — в семь утра мы были уже на ногах, такие бодрые. Мы там и занимались, и экзамены сдавали. На природе сел, включил интернет и сидишь пишешь контрольную.
Наша школа дает вопросы, но не говорит, где искать ответы. Поэтому родители идут в интернет и начинают искать сами. Получается, ты должен как учитель готовиться к занятиям. Ведь просто найти ответы на вопросы — этого мало, надо сделать так, чтобы ребенку было интересно.
Поэтому в идеале хорошо на домашнем обучении заниматься с кем-то еще. Когда есть два-три сверстника, им веселее. Совсем идеально — взять для них учителя. Это действительно удобно и действительно очень продуктивно.
Ты быстро проходишь школьную программу, а если есть учитель, то родитель не тратит на это кучу своего времени.
Мне нравилось, что ты можешь контролировать процесс обучения и видишь, какие знания ребенок получает. При этом ты тратишь меньше времени на занятия и учишься в режиме, удобном тебе. И не надо весь вечер ходить талдычить про домашку. Сейчас, когда Агния снова в школе, у нее домашка растягивается с четырех до девяти вечера.
Английский с домашним обучением стал значительно лучше, чем был в школе. Она пришла в школу в третий класс с реальными знаниями английского, а сейчас они упали опять.
10 книг, которых нет в школьной программе по литературе, а зря
Еще плюс семейного обучения в том, что когда ребенок чего-то не понимает, ты можешь остановиться, взять паузу.
Потому что ребенок развивается скачками и в один момент он может не понимать, а потом через два-три месяца вдруг все сообразит. У нас так было с делением — мы его так долго долбили, это был ужас.
В итоге я просто задвинула эту тему на время. А потом дочка вдруг включилась и все сразу поняла.
По-хорошему, младших во время занятий тоже надо занимать. Но это очень сложно, я так не могу — тебя начинают дергать сразу два ребенка. Ты вроде садишься с одним заниматься, а второй тоже спрашивает — а вот это? А это? Вместе заниматься у нас не получалось. Но, в общем, можно выделить время для занятий, сказав младшим «идите играйте». Но тогда начинает дуться тот, кто занимается.
Дочке было клево не ходить в школу. Первый класс напрочь отбил желание учиться в школе. Так что на домашнем обучении она радовалась, но ей не нравились экзамены, не нравилась рутина — задания по русскому, например. А все эти вопросы в компьютере, отвечать на них — это все нравилось.
Потом, когда она в третий класс вернулась обратно в школу, она сначала плакала «я хочу обратно, ненавижу школу». Но потом дело пошло лучше, и теперь она даже говорит, что ей нравится в школе, потому что там все занимаются, а не только ты. Это ее очень примиряет с действительностью.
За первый класс друзей в школе у дочки не появилось, как-то не сложилось, так что проблемы расставания со школьными подружками при переходе на домашнее обучение у нас не было. Но у нее не было недостатка в общении со сверстниками — у нас много наших друзей, детей-ровесников, с которыми мы все время встречались. Плюс были еще кружки, друзья во дворе — ей этого было вполне достаточно.
В целом мой опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то это больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение — все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Хотя не исключаю, что еще вернемся к этой теме потом.
На семейном обучении большинство мам не работают, сидят дома и контролируют процесс, занимаются и водят на кружки.
Есть родители, которым комфортно в этой ситуации, когда дети все время дома. Мне же это не очень подходит, как выяснилось. Сейчас, когда дочка в школе, мне стало удобнее. Я особо не вникаю в процесс обучения, не знаю, чем они там занимаются, не знаю подробностей. Мне, конечно, легче и я не трачу на обучение кучу времени.
Источник: https://chips-journal.ru/reviews/my-proveli-god-na-domasnem-obucenii
Хоумскулинг: как победить учителей. Советы многодетной мамы
Традиционное школьное образование вызывает все больше и больше вопросов. Почему вместо того, чтобы развивать в учениках инициативность, лидерские качества, ответственность за собственные решения, способность отстаивать свою точку зрения, школа учит детей сидеть неподвижно 45 минут, беспрекословно принимая точку зрения учителя?
Почему школьникам выставляют «хорошо» и «плохо» в дневники? Наивно надеяться, что публичное озвучивание негативных отметок, постоянное сравнение с одноклассниками и принуждение терпеть скучные и неинтересные уроки помогут школьникам сформировать здоровую самооценку и важные для успешной социализации качества. Плоды школьного образования — страх негативной оценки, неуверенность в собственных способностях или гордыня, пассивность и неумение мыслить самостоятельно.
Неудивительно, что родители все чаще задумываются о хоумскулинге. Решение это непростое: фактически вы берете на себя вторую полноценную работу. Но убедить в адекватности своего решения родственников и педагогов еще сложнее.
Не поддавайтесь на общественное осуждение
Если уже есть решение о переходе на домашнее обучение, примите еще одно твердое решение: не реагировать на общественное осуждение, не уступать ему. Когда мама принимает такое решение, то бабушки, соседки и прочие сердобольные люди непременно будут в ужасе. Посыплются мрачные пророчества о том, как все трагично закончится, и при каждой встрече все станут неодобрительно качать головой.
Еще надо будет уговорить папу. Папы, которые легко соглашаются на домашнее обучение, — редкость. Как правило, папы у нас люди ригидные, предпочитающие, чтобы все шло согласно заведенному порядку, «как принято», «как положено».
Если эти два психологических препятствия преодолены и внутреннее решение принято, технически домашнее обучение реализуется довольно просто. Никаких серьезных технических проблем и сложностей, чтобы оформить такое обучение для ребенка — индивидуальный план или экстернат, — нет. Тысячи детей обучаются именно так.
Приручите бюрократическую систему
В России перевести ребенка на семейную форму обучения вы можете в любое время.
В Республике Беларусь оформление происходит летом: вы пишете заявление на имя директора школы. В конце августа педсовет его утверждает, и с сентября ребенок может учиться по индивидуальному плану. Я так и сделала. Подошла и спросила у завуча, как писать заявление. Та без проблем сама продиктовала текст, и в последних числах августа заявление было принято педсоветом.
Из документов для оформления на индивидуальный план требовалось (и сейчас требуется) только заявление. С тех пор каждый год я или папа детей просто пишем заявление об обучении по индивидуальному плану и в следующем году. На педсовете их автоматически утверждают.
Мне повезло в том смысле, что среди людей моего круга, моих подруг переход детей на домашнее обучение воспринимался естественно, не вызывал возражений и панических прогнозов. Были некоторые вопросы, но они носили по большей части организационно-правовой характер.
Напомню, что в Республике Беларусь такая форма обучения возможна только с согласия администрации школы, а семейной формы нет. По моим следам несколько моих приятельниц — речь идет более чем о десяти мамах — пошли с этим вопросом в другие белорусские школы. Я каждой подробно объяснила, зачем нужно обучение по индивидуальному плану и все остальное. И никому не отказали.
Подготовьте аргументы
Можно как угодно относиться к учителям, но разговаривать с ними следует спокойно и уважительно. Если я приду в школу и начну критиковать и ее, и преподавательский состав, и всю систему образования, реакция будет однозначная.
Можно не сомневаться, что в ответ я получу сопротивление, обиду и даже скрытую агрессию. Запретить или помешать мне осуществлять свои права они, конечно, не могут, но добавить беспокойства смогут вполне. А зачем это надо?
Директору и завучу нужны понятные аргументы, какое-то простое объяснение, почему ребенок не может ходить в школу каждый день. Если аргументы подобраны правильно, администрация быстрее и легче идет навстречу.
Аргумент первый: командировки родителей
Как правило, мы ссылались на то, что часто отсутствуем в стране. Это самый понятный для педагогов аргумент. К тому же это чистая правда.
У многих семей, живущих в пригороде, где в ближайшую школу можно добраться только на машине, в какие-то моменты нет физической возможности возить детей в школу.
В этом случае аргумент про частые командировки родителей или проживание часть времени вне страны подходит идеально.
Аргумент второй: занятия спортом
Ребенок профессионально занимается спортом. Ему необходимо посещать утренние тренировки во время уроков (например, у меня дети профессионально занимались шахматами). Ясно, что если ребенок успешен в спорте, то надо выбирать: либо спорт, либо уроки. Такое отношение педагогам понятно.
Как я уже упоминала выше, я сама училась со многими, кто сделал выбор в пользу спорта. Педагогам были понятны наши приоритеты. Это было училище олимпийского резерва, и поэтому учителя знали, что уроки — это дополнение к спорту, а не наоборот.
Аргумент третий: школе это выгодно
Умный директор всегда понимает, что наличие обучающегося по индивидуальному плану ученика ему выгодно и удобно. Потому что ребенок у него в школе по бумагам есть, то есть средства школе начисляются.
Класс заполнен, но «свободный кислород» там остается. Шума лишнего на занятиях ваш ребенок не создает, никаких проблем с ним нет. Учить его, следить за ним и отвечать за его безопасность не надо — это же просто мечта!
А когда таких детей в классе числится несколько, нагрузка на учителя становится меньше. Другим школьникам, особенно отстающим, внимания уделяется больше. Получается эдакий элитный класс, куда все хотят попасть.
Следующий важный момент: такие дети занимаются спортом, участвуют в олимпиадах и других конкурсах, пишут исследовательские работы, отстаивая честь школы. Таланты всегда на вес золота!
Повторю: лично у меня в том, чтобы договориться об учебе по индивидуальному плану, никаких сложностей не возникло. Меня сразу же поддержали все, включая сотрудницу отдела образования по месту жительства.
Мы общались по телефону, и она очень доброжелательно отнеслась к моему решению.
Сказала, что в нашем районе есть несколько семей, которые оформили детей на индивидуальный учебный план, и это дало прекрасные результаты, принесло школе победы на олимпиадах.
На детей, в которых не вложено ни грамма труда преподавателей, школа нарадоваться не может. Ими можно гордиться, представлять их в отчетах высоким начальникам. Мне сообщили, что никаких проблем нет и я могу писать заявление.
Выберите лояльную школу
Раньше в Беларуси закон оставлял индивидуальный учебный план на усмотрение родителей — отказать им не могли. Сейчас решение вопроса отдано на усмотрение педсовета школы или директора.
Поэтому разумнее записывать ребенка в ту школу, где уже учатся дети на индивидуальном учебном плане (чтобы выяснить это точно, позвоните и поинтересуйтесь в ближайшем государственном управлении образования). В такой школе педагоги привыкли к подобной форме обучения, и оформление пройдет гладко.
Если же школа ранее не сталкивалась с подобным форматом обучения, нужно объяснить директору преимущества для обеих сторон.
У моих подруг, оформлявших детей на индивидуальный план, тоже сложностей не возникло. Мы их и не ждали. Но что я делала бы, если бы в той школе, куда я обратилась с заявлением, мне вдруг отказали директор или педсовет? Не взяли бы там — я пошла бы в другое место, не взяли бы в другом — обратилась бы в третье.
Если я действительно хочу, чтобы мои дети учились дома, значит, из трехсот школ я найду не менее тридцати, где согласятся нас принять. И я обошла бы при необходимости эти триста школ.
Опирайтесь на свое законное право
Бывает, что при зачислении детей в первый класс от родителей требуют отремонтировать за свой счет учебный кабинет. То есть выдвигают им не только заведомо неприемлемые, но и незаконные условия. Что на это можно ответить? Только одно: давайте жить по закону! От меня такого ни разу не требовали, может быть, потому что понимали, что это бесполезно: я на такое не пойду.
То же касается и перевода ребенка на индивидуальный учебный план. Не надо хитрить, идти на какие-то сомнительные договоренности с директором. Просто действуйте согласно существующему законодательству. Оно такие возможности родителям и детям предоставляет!
Да, вполне возможно, что какой-то не слишком порядочный человек попытается манипулировать родителями. Но, повторю, в каждом городе имеется как минимум несколько школ, где такая система работает на отлично.
Звоните в ближайший образовательный орган, чтобы узнать, в каких школах охотно принимают хоумскулеров. Там вам и вашим детям будут рады.
Из книги Ольги Юрковской «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»
Ольга Юрковская на Фейсбук:
https://www..com/olgayurkovskaya
От редакции
Далеко не все предметы в школе преподаются на высоком уровне, особенно это касается изучения иностранных языков. Если вы ломаете голову, как вашему чаду освоить язык с интересом и без принуждения, вам будет полезна статья преподавателя английского Таты Кононовой: http://psy.systems/post/deti-i-inostrannyj-yazyk-kak-uchit-s-udovolstviem.
Какими вы хотите вырастить своих детей? Задумывались ли вы, что именно хотите им дать? Если да, то узнайте, как делать правильный выбор в сложных ситуациях воспитания детей, из статьи психолога и мамы троих детей Ольги Юрковской: http://psy.systems/post/chto-vy-xotite-dat-svoim-detyam.
Источник: https://psy.systems/post/vy-reshilis-na-houmskuling
Домашнее обучение: 3 способа уговорить родителей
Не так давно позволить себе обучение на дому могли лишь единицы. На данный момент такой вид обучения становится все популярнее.
О переводе на семейное обучение довольно часто задумываются не только родители учеников, но и сами дети.
Качество школьного образования оставляет желать лучшего, а отношения с другими школьниками или учителями могут не складываться. Обучение на дому является альтернативой стандартному варианту получения образования.
Не всегда родители сразу соглашаются на семейное образование и могут быть против подобных изменений.
Стоит отметить, что если родители против такой формы обучения, вовсе не значит, что они против ребенка.
Они могут не понимать преимуществ непривычного вида образования, бояться не одобряющих взглядов посторонних или сомневаться, что смогут самостоятельно обучить ребенка школьной программе.
Что делать детям, желающим обучаться дома, если их желание не поддерживают родители. Предлагаем разобраться, как уговорить родителей перейти на домашнее обучение.
Все люди имеют разный характер. Чтобы ваши аргументы услышали, стоит обязательно учитывать характер родителей.
Если родители логики
Для людей логиков важную роль в принятии решений играет последовательность, законченность и целесообразность действий. Для такого человека важно, что из сказанного является разумным и логичным, а что нет. Зачатую такие родители живут в мире фактов и законов. Из всего они способны выбрать главное и второстепенное. Главный советчик в принятии решений у таких людей — их разум.
Если ваши родители логики, убеждать их в преимуществах домашнего обучения стоит приводя неоспоримые аргументы. Рассчитайте время, ежедневно затрачиваемое на учебу в школе. В школе вы проводите в среднем 5,5 часов в день.
Предположим, что школа расположена не около дома. Значит ежедневно необходимо тратить около 2 часов на дорогу. Около 1 часа тратится на сборы в школу и 1 час на отдых после нее. На самостоятельное выполнение домашних заданий уходит минимум 2 часа.
Получается каждый день на обучение уходит минимум 11,5 часов.
Рассчитав данное время предложите родителям предположить, что его можно было потратить гораздо правильнее. Пусть они представят, сколько информации можно выучить, выбрав домашнее обучение. Подобные аргументы покажут родителям логикам преимущества вашего решения.
Если родители прагматики
Прагматики — люди, выстраивающие систему действий, поступков и жизненных взглядов на основе приносимой ими пользы. Как уговорить маму перейти на домашнее обучение, если она является прагматиком? В данном случае стоит сравнить финансовые расходы при обучении в обычной школе и при переходе на обучение на дому.
При обучении в школе от родителей требуется много финансовых затрат:
- В среднем на приобретение рюкзака, школьной формы, спортивной одежды, сменной обуви, методических пособий и канцелярии для ребенка необходимо 21000 рублей.
- Взносы на школьные нужды. В зависимости от школы эта сумма обычно колеблется от 500 р. до 5000 р в месяц.
- Обед в школьной столовой. В Москве он стоит примерно 3000 р. В регионах за питание каждый месяц необходимо заплатить примерно 1000-2000 р.
- При использовании услуг репетитора, за каждое занятие необходимо заплатить около 350 р. Если посещать два занятия в неделю в течение всего года, потребуется оплатить около 30000 р. При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ затраты гораздо выше.
В нашем примере за год обучения в государственной школе придется заплатить примерно 70000 р. И это минимальная сумма затрат.
Зная ваши расходы на школу, вы можете рассчитать, сколько денег ежегодно родители тратят на обучение.
Теперь следует рассчитать расходы на домашнее обучение. Стоит отметить, что они будут гораздо меньше, поскольку:
- Ребенку не нужно покупать рюкзак, форму и прочие обязательные школьные атрибуты. Расходы на репетиторов также сокращаются, поскольку отсутствует необходимость гнаться за освоением школьной программы. Для занятий на дому в основном необходимо лишь приобрести ручки и тетради.
- Отсутствуют регулярные сборы на нужды школы и подарки учителям.
- Не нужно ежедневно тратить деньги на проезд.
- Ребенок будет есть дома. Это позволит контролировать его питание.
- Потребуется вносить оплату в случае если выбрана дистанционная аттестация.
В среднем обучение на дому обойдется примерно в 10000 р. в год.
Очевидно, что семейное обучение предполагает гораздо меньшее количество затрат в сравнении с обычной школой. Это сравнение поможет убедить прагматиков.
Если родители эмоциональные
Эмоции представляют собой длящиеся во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие реакцию на возникающие жизненные ситуации. Если родители излишне эмоциональны, стоит отталкиваться от эмоций, вызываемых школой и событий, происходящих в ее стенах.
Целью походов в школу прежде всего является получение знаний. Для примера можно рассказать родителям про дистанционное обучение в институтах. Данный вариант довольно распространен. Причем изучаемая программа является гораздо сложнее школьной.
Можно рассказать родителям, как одноклассники шумят на уроках, мешают учителю объяснять материал, многие не хотят учиться и сотрудники школы не могут их заставить. Стоит упомянуть, что на переменах многие дети курят и хулиганят, поэтому общаться с ними абсолютно не комфортно. Объясните, что вы хотите избавиться от негативного влияния сверстников.
Заметьте, что при домашнем обучении вы будете защищены от негативных ситуаций, происходящих в школе. Вы сможете избавиться от наблюдения дискриминации по возрасту, расовому признаку или материальному достатку семьи. В такой ситуации обычно накапливается агрессия, усталость. Кроме того довольно часто учителя вовсе не заинтересованы в личностном росте ребенка.
Находясь на домашнем обучении вы вам будет проще учиться и усваивать знания. Проводя больше количество времени дома вы будете сильнее связаны со своими родителями, будете понимать их заботы, сопровождать в поездках, помогать с домашними делами и посещать любимые секции. В таком случае вы гораздо лучше сможете подготовиться ко взрослой жизни, чем при посещении школы.
Расскажите своим родителям, что им не стоит бояться проблем с изучением материала. Сейчас мы имеем неограниченный доступ к информации и выбору форм ее подачи.
Можно смотреть образовательные фильмы, учить русский язык с помощью онлайн-тренажера, заниматься английским по скайпу и слушать лекции лучших мировых преподавателей.
В таком случае вы сможете получить бесценный опыт самостоятельного поиска информации и будете развиваться в интеллектуальном и эмоциональном плане.
При домашнем обучении не придется тратить энергию на общение с неприятными людьми, а приятных можно попросить о встрече. При желании вы сможете выбирать педагогов в платных и бесплатных онлайн-школах.
Данные аргументы часто помогают упросить эмоциональных родителей.
Довольно часто родные бояться менять привычный ход вещей и быть первопроходцами в переводе на домашнее обучение. При этом мама и папа всегда хотят для своего ребенка лучшего.
Как только они увидят, что обучение вне школы имеет больше преимуществ, чем традиционное школьное, они поддержат ваше решение. Главное в данном случае не ссорится с ними и постараться конструктивно донести свою позицию.
Тогда увеличится вероятность того, что ваши родители согласятся перевести вас.
Источник: https://nello.ru/domashnee-obuchenie/domashnee-obuchenie-3-sposoba-ugovorit-roditelej/
Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую
За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?
Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.
«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»
© Dmitry Yefremov / TASS / Gettyimages
Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.
Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса.
Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег.
Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.
К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.
На надомном обучении
Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение.
На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума.
Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.
На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами.
С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал.
Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.
«И вновь продолжается бой»
© danchooalex / Gettyimages
Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.
Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.
Хватит!
Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занятия с ребенком уйму времени. Так что меня останавливает? Мне было страшно.
Я торчала в группах, посвященных домашнему обучению, и день за днем терзала мужа сомнениями. А как же социализация? А вдруг я что-то упущу? А экзамены? А если я вообще сыну жизнь испорчу? Аааааа!!!
И тем не менее я видела в соцсетях все больше и больше детей, которые прекрасно себя чувствовали, получая домашнее образование, их мамы отчитывались об их успехах, в то время как я читала очередные замечания и с «радостью» узнавала от сына-отличника, что трибун — это тот, кто сидит на трибуне.
После этого откровения я посмотрела в сторону стопки книг по истории Древнего мира, которую мы не успевали прочесть, потому что вгрызались в учебник, вздохнула и пошла забирать документы.
Свободное плаванье
© Kirill Kukhmar / TASS / Gettyimages
Согласно федеральному закону, забрать ребенка из школы для семейного обучения вы можете в любой момент, ничего особо никому не объясняя. Достаточно подать заявление в соответствующие инстанции, и со следующего дня за образование своей детки отвечаете вы и только вы.
Что дальше? Я понимала, что к более-менее самостоятельному обучению мой сын не готов, да и я не успеваю настолько вникнуть в процесс, чтобы взвалить на себя программу 6-го класса в полном объеме. Поэтому мы посмотрели, что предлагают различные школы дистанционного обучения, и прикрепились к одной из популярных онлайн-площадок.
О нашем «уходе» из школы скоро узнали все. «Как ваше домашнее обучение?» — ехидно спрашивали знакомые. А я отмалчивалась, ведь не могла же я им сказать, что понятия не имею, ведь делать выводы было еще рано.
Да, ребенок начал высыпаться, я перестала делать план ближайшей аптеке по продаже пустырника и валерианы, собака, проводившая дни под кроватью в поисках тихого уголка, вышла к людям.
Но ведь переводились мы не ради этого!
В чем подвох?
Променяв реальную школу на виртуальную, сын был в восторге. Поначалу. Затем новизна схлынула, а необходимость учиться осталась.
И вместо мамы — палочки-выручалочки рядом с ним оказалась мама — директор домашней школы. Сказать, что плохо объяснили, уже было нельзя.
До ребенка начало доходить, что в школе он еще мог как-то ускользнуть от внимания преподавателей, а вот дома он центральная, она же единственная фигура на этой сцене.
Серьезным камнем преткновения стали уроки математики: в онлайн-школе предмет этот изучался строго по программе, домашние задания давались крохотные. При этом именно алгебра была сильной стороной сына.
Пока мы не «сошли с рельсов», ему даже удалось несколько раз выиграть школьную олимпиаду.
Теперь же он считал, что «сделал дело — гуляй смело», и взваливать на себя дополнительную нагрузку в освободившееся время не планировал.
Одновременно с этим я поняла, что нам стало тесно в рамках онлайн-школы.
На некоторых уроках сын продолжал киснуть от скуки, и я, прислушиваясь к происходящему, была с ним согласна: тоска-а-а! При этом в соцсетях, на каналах и в группах я видела ссылки на увлекательные лекции, оригинальные методические материалы, книги и пособия. Лиха беда начало: окончив год в онлайн-школе, продлевать абонемент мы не стали.
А что сейчас?
За лето я составила сыну программу, которой мы следуем, взяв целиком на себя историю и литературу, а английский отдав на откуп мужу.
Остальные предметы мы «набрали» с бору по сосенке, руководствуясь способностями и восприятием нашего ученика. Так, физику он «слушает» в одной школе, биологию и обществознание — в другой, алгеброй и геометрией занимается с репетитором.
Сын, конечно, может поныть, иногда ленится, но берет себя в руки. Бо́льшую часть времени ему действительно интересно.
Если я о чем-то и жалею, так это о том, что слишком долго колебалась. Приди мы к семейному обучению раньше, потратили бы меньше нервов.
Слушая своих знакомых, чьи дети учатся в школе, родителей бывших одноклассников сына, я каждый раз мелочно радуюсь, что меня это больше не касается.
Но могу ли я всем советовать делать как мы? Совершенно точно нет. И вот почему.
- Как я уже писала выше, у меня есть диплом о педагогическом образовании (я даже несколько лет проработала в школе) и достаточно свободного времени, чтобы вникать в тонкости обучения. Я в курсе, что такое ФГОС, методика преподавания, чем отличаются навыки от умений и знаний. Если вы задумываетесь о семейном образовании, но не готовы углубляться в подробности, тогда вам стоит довериться какой-то из онлайн-школ, благо выбор сейчас есть.
- Я могу, не отрываясь от работы, следить, чем занят сын, и вижу, когда он отвлекается и поддается многочисленным соблазнам, поджидающим его в «вольной» жизни: поспать подольше, сделать задание небрежно или променять урок на постороннюю «видюшечку». Если у вас некому оставаться с ребенком в «учебное время», то придется рассчитывать только на его осознанность и мотивацию, а эти качества свойственны далеко не всем детям.
- В общеобразовательной школе дети получают обязательное бесплатное образование. Семейное обучение материально обеспечивают родители. Онлайн-школы стоят денег, репетиторы стоят денег, учебники и другие книги тоже недешевы. И не во всех регионах выдают хоть какую-то денежную компенсацию тем, кто не посещает школу.
- Социализация. Если у ребенка нет хобби, он не посещает кружки, дополнительные занятия, мастер-классы со сверстниками, а только ходит в гости «поиграть», ему негде научиться строить рабочие и партнерские отношения с другими людьми.
Я считаю, что переводить ребенка на домашнее обучение можно, только если вы уверены, что сумеете дать ему дома не меньше, чем он получит в школе.
А что вы думаете о семейном образовании? Могли бы выбрать такую форму обучения для своего ребенка?
Источник: https://www.adme.ru/zhizn-semya/kak-menya-vkonec-izmuchila-shkola-i-ya-zabrala-syna-chtoby-on-uchilsya-doma-2233065/