Почему музыка заедает в голове — и как это прекратить
Вероника Кушнарева
Практически каждому человеку доводилось страдать от одолевающей его песни, звучащей в голове час, два, а порой чуть ли не сутки напролёт.
Будь то очередной поп-хит или детская песенка — мотив прокручивается снова и снова, что мешает сосредоточиться, отвлекает от работы или не даёт уснуть.
Давно известно, что этот приём успешно используют рекламные агентства, вставляя несложные мелодии в рекламу для донесения своего послания. Мы решили разобраться в природе синдрома застрявшей песни и в том, как от него избавиться.
↑ Несколько песен, которые не раз мучали членов редакции
Когнитивный зуд, или «ушной червь», — так называют этот эффект учёные. Одним из первых исследователей, взявшихся рассмотреть феномен, был Джеймс Джей Келарис из Университета Цинциннати. В своей статье 2003 года он исследовал самые заедающие варианты мотивов, отношение к ним людей и аудиторию, которая испытывает подобный синдром.
В итоге Келарис пришёл к выводу, что за восприятие музыки в нашем мозгу отвечает слуховая зона коры головного мозга, которая активируется в момент прослушивания мелодии и реактивируется, когда вы представляете её звучание у себя в голове. Этот процесс и принято считать тем, что называется синдромом застрявшей песни.
Особенно он свойственен людям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, невротией; женщины испытывают его чаще, нежели мужчины.
Исследователи из Дартмутского колледжа в Нью-Гэмпшире с помощью эксперимента продемонстрировали, как тишина активизирует слуховой кортекс.
В ходе исследования группе испытуемых проигрывали хорошо известную композицию, которую затем резко выключали без предупреждения.
В этот момент МРТ-сканер фиксировал, как слуховая кора продолжала «допевать» недостающую часть песни. При этом при прослушивании незнакомого трека такой активности в мозгу не было.
В 2012 году Айра Хайман с командой учёных предпринял серию экспериментов и обнаружил, что застрявшая у вас в голове песня, скорее всего, вам искренне нравится.
Люди склонны проигрывать в голове самые разные мелодии, и, поскольку каждый слушает чаще то, что ему ближе по духу, на свою подкорку мозга он «записывает» именно свой уникальный набор любимых треков. Поэтому если внутри вы часто слышите Джастина Бибера, то, скорее всего, вы неравнодушны к его творчеству.
С этим утверждением соглашается нейропсихолог Валери Салимпур. Хотя музыкальная индустрия против воли навязывает нам очередную вирусную композицию, те из них, что заедают в голове, отражают наши индивидуальные вкусы, хотим мы этого или нет.
Застрявшая в голове песня, скорее всего, вам искренне нравится
Со многими песнями у нас связаны определённые воспоминания, и, чтобы звуковой ряд зазвучал в голове, бывает достаточно просто намёка или отрывка фразы. Соответственно, с песней, которую вы слышали десятки или сотни раз, вы успели создать солидный ряд ассоциаций. Так, она чаще будет всплывать в вашей памяти и с большей вероятностью станет вашим «ушным червём».
Извлечение аудиообразов может быть намеренным или спонтанным и также связано с реверсивным восприятием.
В случае, если вдруг в настоящий момент в мозгу человека цепочка нейронов активизируется в том же порядке, что и в прошлом, в памяти может всплыть визуальный образ, а зачастую и конкретная песня.
Какие триггеры заставляют её застревать в голове, точно не известно. Это может быть что угодно: имя, мысль или напоминание о прошлом опыте, так или иначе связанном с мелодией.
Часто повторяющийся синдром застрявшей песни говорит также о том, что вы недостаточно напрягаете свой мозг. Такая относительно простая деятельность, как мытьё посуды или уборка, оставляет большое пространство для когнитивной работы, и скучающее сознание тут же засоряется различной второстепенной информацией.
С другой стороны, большие умственные нагрузки, например решение головоломки или прохождение трудного экзамена, также могут дать вашему сознанию завязнуть в посторонних мыслях и заставят его включить заевшую пластинку.
Специалисты считают, что прокрутка мелодий в голове позволяет сохранять баланс между творческой и аналитической деятельностью, а также поддерживать уровень производительности мозга.
Как правило, мы не повторяем песни, которые совсем не можем терпеть, однако даже приятная мелодия на рипите рискует свести с ума. Мы обнаружили в Сети самые действенные советы, которые помогут вытеснить такие треки из сознания.
Как избавиться от заевшей песни
Попробуйте спеть другую песню или сыграть любой другой отвлечённый мотив на музыкальном инструменте.
Переключитесь на занятие, которое вовлечёт ваш разум и тело в другой режим. Идеальный вариант — пробежка или набор простых упражнений.
Прослушайте заевшую песню от начала до конца. Вероятно, песня застряла, потому что вы не можете вспомнить некоторые слова или концовку.
Включите радио или поставьте любую другую музыку, чтобы отвлечься от надоевшего музыкального мотива.
Поделитесь песней с кем-нибудь ещё, как бы передав её таким образом по цепочке. Многим это помогает.
Нарисуйте в своём воображении «ушного червя», пробирающегося сквозь ваш мозг, и представьте, как вы от него избавляетесь.
Попробуйте пожевать что-нибудь агрессивное для ваших вкусовых рецепторов — к примеру, палочку корицы. Это может помочь избавиться от навязчивой мелодии.
Если вы всё равно продолжаете слышать мелодии в своей голове на протяжении нескольких дней, вам следует обратиться к психологу или другому специалисту по психическому здоровью. Это может быть признаком таких заболеваний, как сильная невротия или обсессия — возможно, вам понадобится соответствующая терапия.
Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me
Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/music/221665-on-repeat
Лайфхак: как избавиться от навязчивой мелодии в голове
Том Стаффорд BBC Future
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Опять эта мелодия! Как от нее отвязаться?
Почему некоторые песни надолго застревают у нас в голове и что нужно делать, чтобы они перестали там звучать, рассказывает колумнист BBC Future психолог Том Стаффорд.
Некоторые мелодии привязываются к нам на несколько дней, а то и месяцев. Они крутятся у нас в голове безо всякой причины, и мы никак не можем от них избавиться.
В английском языке для такой мелодии даже есть специальное название — «ушной червь» (earworm). А привязаться может что угодно: от последнего хита Леди Гаги или Coldplay до (вот ужас-то!) нехитрой песенки с конкурса «Евровидения».
Для психолога самое интересное в этом феномене вот что: мы, очевидно, не можем контролировать часть своего ума.
Навязчивая мелодия возникает в голове без всякого предупреждения и отказывается подчиниться, когда мы приказываем ей исчезнуть.
Эти «паразиты» живут в той части нашего мозга, которая отвечает за повторение звуков.
Музыкальные воспоминания есть у всех людей, но формируются они не одинаково, выяснили исследователи из Университета Голдсмита в Лондоне. Ученые собрали более 5 тыс. образцов навязчивых мелодий.
Действительно, мелодии, которые застревают в голове, обычно простые и с повторяющейся темой. Но интересно, что к разным людям цепляются разные мотивчики.
Музыкальный крючок
Нейролог Оливер Сакс писал в своей книге «Музыкофилия», что навязчивые мелодии — это свидетельство того, «насколько чувствителен к музыке и беспомощен перед ее влиянием наш мозг».
Музыке свойственно повторение — возможно, именно поэтому от некоторых мелодий так трудно избавиться. Припев (или отрывок, который легко запоминается) начинает бесконечно повторяться в нашем мозгу, как заевшая пластинка.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Стоит лишь кому-то напомнить вам мелодию-паразит, как ваш «ушной червь» мгновенно оживает
Некоторым, чтобы избавиться от мелодии-паразита, достаточно спеть всю песню целиком. Другие же говорят, что этот метод совершенно не работает.
Еще одна особенность музыкального фрагмента состоит в том, что — в отличие от физических предметов — он всегда один и тот же.
Предметы бывают очень похожими — например, заборы. Однако мы смотрим даже на один и тот же забор каждый раз под новым углом или при другом освещении.
Но загрузите песню в свой плеер или смартфон — и звуки, которые вы будете слышать каждый раз, будут абсолютно одинаковыми.
Повторение вообще играет важную роль в процессе запоминания чего-то. Так что, возможно, именно без конца повторяющиеся элементы внутри одной песни и пропахивают глубокие дорожки в нашем уме. Дорожки, в которых поселяются «ушные черви».
С другой стороны, мелодии, которые мы называем навязчивыми, не просто повторяющиеся. Обычно в них есть нечто особенное, необычное — то, что делает их привлекательными, заставляет обратить на них внимание, некий музыкальный крючок, на который мы ловимся.
Возможно, поэтому они и остаются в нашей голове, а иначе они бы терялись среди других музыкальных воспоминаний.
Бунт музыкального автомата
Иногда вам и саму мелодию не надо слышать — стоит кому-то про нее просто упомянуть, как ваш «ушной червь» мгновенно оживает.
Это доказывает, что навязчивые мелодии — явление долговременной памяти, а не мгновенное эхо только что услышанного.
Но и это еще не все. Ученые обнаружили в нашей кратковременной памяти дополнительные компоненты, которые удерживают образы или звуки. Один из них — «внутреннее око», которое схватывает визуальную информацию, другой — «внутреннее ухо», которым мы пользуемся, например, для запоминания телефонных номеров.
Навязчивые мелодии попадают именно сюда. Вместо того чтобы прокручивать в нашей голове планы на день или какие-то менее важные мысли, внутреннее ухо зацикливается на сочетании нескольких аккордов или паре строк из песни.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Музыка влияет на наш мозг удивительным образом
Часть нашего мозга, которая обычно подчиняется нам безропотно, вдруг начинает бунтовать. Она превращается в сломанный музыкальный автомат, который снова и снова проигрывает нам одну и ту же мелодию, которую мы вовсе не заказывали.
Современная психология признает, что наш мозг не является цельным механизмом. Об этом говорил еще Зигмунд Фрейд. И хотя последние открытия в этой области частично опровергли его теории, как минимум в одном он был прав.
Осознание собственного «я» — это не единственное, что происходит в нашем сознании. Наш ум — сложный мир, о котором мы до сих пор не знаем всего и который мы не контролируем полностью.
Клин клином?
К счастью, психологи уже немного научились укрощать непослушное сознание.
Вспомним об «эффекте белого медведя». Попробуйте сами не думать об этом медведе хотя бы пару минут или дайте такое задание другу, которого хотели бы немного помучить.
Парадокс заключается в том, что пытаясь не думать о чем-то, вы постоянно проверяете, прекратил ли ваш мозг об этом думать, а значит, снова вспоминаете о том же белом медведе.
Чтобы прекратить думать или «не думать» о белом медведе, нужно вообще переключиться на что-то совершенно другое.
Таким же способом можно бороться и с навязчивой мелодией. Когда песня начинает безостановочно крутиться в вашем внутреннем ухе, простого приказа прекратить недостаточно (даже наоборот — это ухудшит ситуацию).
Гораздо лучше сосредоточить свое внутреннее ухо на другом задании. Попробуйте вспомнить другую песню — лучше такую, которая тоже легко запоминается.
Например, если вы подсели на Toxic Бритни Спирс, попробуйте спеть Can't Get You My Head Кайли Миноуг (подходящее название для такого случая — «Не могу выбросить тебя из головы»).
По моей теории, два «ушных червя» одновременно вместе не уживаются. Хотя, возможно, у вас это будет по-другому.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future.
Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-fut-40419631