Какие исследования мне необходимы

Как самостоятельно провести исследование перед проектированием сайта

Какие исследования мне необходимы

В прошлой статье о проектировании сайта я назвал одним из ключевых этапов исследование контекста проекта. Напомню, что под контекстом я понимаю различные факторы, окружающие сайт и способные оказать влияние на его работу.

К таким факторам относятся: целевая аудитория и её потребности, характеристики и тенденции среды, поведение конкурентов и другие, в зависимости от тематики проекта.

Без исследования ваши шансы сделать эффективный сайт очень малы, потому что вы будете полагаться только на свой опыт и мнение, а не на реальные данные.

Информация, которую мы получаем в результате исследования, помогает понять, как нужно сделать сайт: какие потребности целевой аудитории нужно удовлетворить и каким образом, как его позиционировать, на каком языке сайт должен говорить с аудиторией и так далее.

Для клиента исследование — это гарантия того, что сайт будет сделан именно для целевой аудитории (ЦА), под её потребности, а не просто как разработчик/клиент придумает.

Для разработчика проведение исследования — это повышение качества продукта, удовлетворенности клиента и, конечно, выход на качественно новый уровень.

В идеале, основную часть данных мы должны получить от клиента. Знаю по собственному опыту: чаще всего клиент не может дать вам актуальные маркетинговые данные в нужном объёме, но он может отвечать на ваши вопросы и предоставлять разную полезную информацию. Так или иначе, инициативу придётся взять в свои руки, в том числе, потому что, какие бы данные клиент не выдал, вам всё равно потребуется информация непосредственно о взаимодействии посетителя с сайтом, которой у клиента точно нет.

Отдельно скажу: исследование, хотя бы минимальное, можно и нужно проводить практически для любого сайта — визитки или интернет-магазина, сервиса или промо-сайта.

И ещё одно важное замечание. Это, безусловно, не бизнес-анализ и не маркетинговое исследование. Наше исследование не ответит на вопросы: Стоит ли делать сайт? Как зарабатывать? Каков объём рынка? Кто целевая аудитория? и т.п. Это всё предмет маркетингового и бизнес-анализа. Наше исследование даёт качественную информацию: Как сделать сайт по выбранной бизнес-модели? Чего ЦА ожидает от такого сайта, какие задачи планирует решать? Каковы критерии оценки сайта? и т.п.

Методика проведения исследования

Исследование разбивается на три этапа:

  1. Подготовка:
    • Определяем задачи исследования,
    • Составляем план исследования,
    • Определяем методы исследования и план действий под каждый метод.
  2. Собственно, исследование.
  3. Обработка результатов. Выводы.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Определяем задачи исследования

Основную цель исследования можно сформулировать так: выяснить, какие потребности есть у ЦА, и как удовлетворить их максимально эффективно с помощью сайта.

Задачи варьируются от проекта к проекту, но, как правило, в результате исследования нужно решить следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику среде, в которой будет работать сайт;
  2. Определить целевую аудиторию сайта и её потребности;
  3. Определить, за счёт чего сайт может стать лучше своих конкурентов;
  4. Определить направления развития сайта (если это требуется).

Что мы должны знать о среде

Как правило, о среде нужно знать следующее:

  1. Основные характеристики, которые могут повлиять на сайт: законодательные ограничения, правила и стереотипы поведения, особенности продажи продукта и так далее.
  2. Как работают конкуренты (для отстройки от них).
  3. Как среда развивается (нужно ли нам учитывать это при проектировании сайта).

Что мы должны знать о ЦА

О целевой аудитории мы должны знать:

  1. Нужен ли ей такой сайт и, если да, то зачем.
  2. Чем она будет руководствоваться при оценке сайта: почему сайт понравится и почему нет, как оценивают аналогичные сайты (если есть опыт взаимодействия).
  3. Какие задачи и как будут решаться на таком сайте.
  4. Каковы основные сценарии использования сайта.
  5. Каковы ожидания от результатов взаимодействия и поведения сайта.

Определяем методы исследования

Для самостоятельного исследования я предлагаю вам два метода, наиболее доступных для абсолютного большинства студий и не требующих колоссальных затрат времени и денег:

  1. Анализ документов (источников) — литературы, документов клиента, интернет-сайтов и так далее.
  2. Глубинное интервью с ключевыми лицами — пользователями и экспертами.

Исследование источников позволяет нам получить, прежде всего, количественные данные, которые определяют параметры оценки явлений, текущее состояние среды, в которой будет существовать наш сайт.

Количественные данные отвечают на вопросы «Где?», «Когда?», «Кто?», «Сколько?» и так далее.

Основная задача на этом этапе: получить общее представление и подготовиться к качественному исследованию (интервью), определив основных действующих лиц, кого мы будем интервьюировать, что мы будем у них спрашивать и зачем (что мы хотим оценить, какие выводы сделать).

Интервью позволяет получить информацию качественного характера, которая даст нам представление о том, чем будет руководствоваться посетитель сайта — его цели и задачи, критерии оценки, ожидания.

Планируем исследование источников

В зависимости от проекта определите, сколько времени вы собираетесь потратить на исследование источников и в какой последовательности вы будете их исследовать.

В среднестатистическом проекте мы тратим на изучение источников не больше одной рабочей недели: изучаем соответствующие тематике сайты, статьи (в интернете или в печатных изданиях) и аналитические исследования.

Хорошую аналитику довольно редко публикуют в открытом доступе; если таковой нет, а бюджет проекта позволяет — купите аналитику, например, у РБК или Infocean.

План интервью

План интервью — это уже гораздо интереснее. Начнём с того, что план интервью можно делать только после исследования источников. Для того, чтобы понять, как и какие вопросы задавать респондентам, вам нужно погрузиться в контекст.

Вопросы, которые вы наметите в плане интервью, должны соответствовать ожидаемым результатам (см. «Что мы должны знать о ЦА»).

Рекомендую делать план интервью в виде таблички, в которой в каждой строке слева будет информация, которую мы должны получить, а справа набор вопросов (см. пример плана исследования).

Формулируйте вопросы так, чтобы респондент отвечал на них максимально широко и подробно. Для этого вопрос не должен загонять в жёсткие рамки или наводить на определённый ответ. Только в крайних случаях, когда вам нужен чёткий ответ «да» или «нет», включайте в план узконаправленные закрытые вопросы.

Желательно, чтобы вопросы были короткими, насколько это возможно. Так респонденту проще запомнить и интерпретировать вопросы.

Составляя вопросы, имейте в виду, что после первых одного-двух интервью они будут меняться, уточняться, поэтому не надо зацикливаться на «идеальной точности» вопросов для первых респондентов.

Планируйте интервью так, чтобы оно занимало не больше одного часа. Потом респондент начинает уставать, отвлекаться, и его ответы становятся уже не такими содержательными.

Исследование источников

Об исследовании источников я говорить слишком подробно не буду. Лучше всего на эту тему почитать профессиональную литературу и статьи в Интернете (начните со статьи «Анализ документов» в Википедии).

Из литературы я бы рекомендовал: «Социологические методы в маркетинговых исследованиях» М. Л. Власовой, «Методы социологического исследования» В. И. Добренькова и А. И.

Кравченко, «Социология» Гидденса, а также журналы «Социологические исследования» и «Телескоп».

Несколько простых советов:

  1. Если есть такая возможность, используйте платную аналитику — она даёт хорошие количественные данные.
  2. Старайтесь использовать информацию только из авторитетных, проверенных источников.
  3. Изучайте качественно разные источники: статистику, качественные исследования, авторские мнения и статьи, обсуждения в форумах.

Про методику проведения интервью я расскажу подробнее.

Как провести хорошее интервью

Мои советы будут опираться на методику проведения глубинного интервью, которую нам преподавали в СПбГУ на Факультете Социологии, и на мой собственный опыт (я провёл в жизни несколько сотен интервью, работая в Gallup Media и НИИКСИ). Для начала запомните одну вещь: если интервью не получилось, то в этом виноваты вы и только вы, но не респондент.

Кого опрашивать

Вы должны получить минимум две точки зрения — будущих пользователей и экспертов по теме. Например, проводя исследование для бутика ХХХ мы опросили десять девушек и двух экспертов в области продажи модной одежды.

Старайтесь отбирать для интервью людей, лично заинтересованных в подобном сайте, а не просто плюс-минус подходящих. В этом случае их ответы будут полнее и искреннее.

Кстати, если позволяет бюджет, за интервью можно даже заплатить и попросить респондента в дальнейшем принять участии в пользовательском тестировании.

Выбирайте разных людей: с разным отношением к предмету интервью, к жизни, с разными характерами, но обязательно в пределах целевой группы.

Где проводить интервью

Старайтесь выбирать места, где нет отвлекающих и раздражающих факторов — громких звуков, большого количества людей, яркого света. Ни в коем случае не допускайте, чтобы вовремя интервью кто-то отвлекал вашего собеседника. Вы должны быть тет-а-тет. Поэтому шумное кафе и рабочее место в комнате на 20 человек вам не подойдут.

Процесс

Обязательно подготовьте человека к интервью: сообщите ему заранее тему и примерное время, которое вы у него займёте. Неподготовленный или ожидающий чего-то иного человек будет волноваться и затрудняться с ответами на ваши вопросы.

Если вы считаете, что на некоторые вопросы респондент без подготовки не ответит — задайте ему их заранее.

Готовьтесь к интервью так, чтобы вопросы отскакивали от зубов и шли последовательно, логично развивая тему. Не задавайте лишних и скучных вопросов.

Респондент должен видеть, что ответственно подошли к делу и не собираетесь отнимать у него время зря.

Обязательно записывайте интервью на диктофон, а не пишите ответы во время разговора в компьютер или блокнот. Почему:

  1. Это сокращает время интервью в полтора-два раза.
  2. Вам значительно легче держать нить разговора и заинтересованность респондента, потому что вы не отвлекаетесь на записи.
  3. Вы сможете вовремя задать полезный наводящий или уточняющий вопрос.

Начинайте с простых вопросов и заканчивайте сложными — так респонденту проще втянуться в процесс.

Ни в коем случае не отвечайте за респондента, подсказывайте ему только в крайнем случае. Вообще, ваша основная задача — активно слушать, не мешая респонденту обдумывать свои ответы и произносить их.

Как оценить прошедшее интервью

На мой взгляд, вы хорошо подготовились и провели хорошее интервью, если ответы респондента соответствовали смыслу вопросов, были информативны, а также уточняющих вопросов было не намного больше, чем основных. Если это не так, то рекомендую доработать вопросы, а также скорректировать своё поведение во время интервью.

Обработка результатов

Итак вы исследовали все доступные источники, провели интервью — полученные данные необходимо обработать. Про обработку исследования мы решили написать отдельную статью, поэтому здесь мы кратко скажем, что в ней будет. Итак, в результате обработки результатов мы должны:

  1. Дать общую характеристику среды — см.

    «Что мы должны знать о среде».

  2. Описать целевую аудиторию — см. «Что мы должны знать о ЦА».
  3. На основе описания целевой аудитории создать персонажей и основные сценарии их поведения на сайте.

  4. Сформулировать, чем сайт будет отличаться от конкурентов, естественно, в выгодную сторону: дизайном, возможностями, информацией, подходом к посетителю.
  5. Сделать предварительные выводы о том, какого функционала будет достаточно для запуска — сайт не будет проигрывать конкурентам и удовлетворит основные потребности ЦА, — и к чему сайт может придти в процессе развития.
  • исследование
  • проектирование сайта
  • интервью
  • пользователи

Хабы:

Источник: https://habr.com/post/118133/

Методы исследования в научной работе

Какие исследования мне необходимы

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования.

Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких.

Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы.

Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные.

Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей.

Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике.

Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой.

Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах).

Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения.

Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов.

Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно.

Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых).

Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Источник: http://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/

Методы исследования – это важно! 10 примеров

Какие исследования мне необходимы

Методы исследования – это один из важнейших разделов научной статьи или диссертации, в котором описываются методики и способы, с помощью которых проводилось исследование. То есть применив эти же методы, любой ученый или исследователь должен получить тот же научный результат.

Иногда авторы путают методологию исследования с методами исследования. Чтобы понимать в чем отличие, рекомендую вам прочитать предыдущую статью по методологии.

Существует огромное количество информации, которая посвящена методам исследования, и их классификациям. Я не буду повторяться, так как эта информация достаточно хорошо изложена и в учебниках, и есть в свободном доступе в интернете.

Предлагаю на основе своего опыта рецензирования статей поделиться с вами тем, как видит рецензент возможности автора применить выбранный метод в своей научной работе.

Итак, давайте для начала (хоть эта информация и далеко не новая) определимся с тем, что же является методами исследования, а затем приступим непосредственно к примерам.

1. Что такое методы исследования?

2. Примеры методов научного исследования

Пример 1. Минимализм

Пример 2. Анализа много не бывает

Пример 3. Подмена понятий

Пример 4. Синергетика и экспликация смысла

Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом

Пример 6. Теоретические и эмпирические методы

Пример 7. Методы, о которых не знает гугл

Пример 8. Узконаправленные и собственные методы

Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов

Пример 10. От общего к частному

Заключение

2. Примеры методов научного исследования

А теперь давайте взглянем на те методы, которые авторы статей использовали для реализации своих научных исследований.

Пример 1. Минимализм

Итак, один из авторов пишет:

Когда начинаешь читать все это перечисление, кажется, что выполнено грандиозное исследование, хотя, если обратить внимание на методы, которые выбрал автор исследования, их можно пересчитать по пальцам – их всего три: анализ, обобщение и беседа. Обобщение – это синтез!

Анализ и синтез сосуществуют и дополняют друг друга.

Планомерный вопрос, а что если взять наиболее общие и простые методы (два или три) и использовать из для решения сложных задач? Никто не запрещает. Методы сработают в любом случае, если они будут применяться. Но в нашем примере налицо некоторая диспропорция между простотой методов и достаточной сложностью предмета приложения этих методов в исследовании.

А можно ли брать ни как автор статьи три метода, а всего один метод? Да, можно. Лишь бы результаты исследования были достоверными, и, если дополнительных методов не требуется.

Но как правило обработка информации требует применения множества методов, в том числе и специфичных, так что для всестороннего рассмотрения изучаемого явления, как правило, применяют несколько дополняющих друг друга методов.

Пример 2. Анализа много не бывает

Итак, в продолжении разговора, рассмотрим, как автор статьи выбирает один метод – анализ (и при этом его исследование не выглядит плохо), и использует его в начале исследования, а затем применяет другие методы.

Обратите внимание, что анализ используется во множестве случаев, и именно результаты анализа позволяют уже далее выбирать методы исследования – характерные для данной работы, а именно даже разработать специальную анкету для определения нужных параметров и значений.

После описательного блока методов исследования, в котором главенствует анализ, затем появляются анкетирование, обобщение и психолого-педагогическая диагностика.

Здесь также приводится пример, в котором конкретно показано, как применялся метод анализа учебников, и по каким критериям дана характеристика его результатов.

Пример 3. Подмена понятий

Иногда в требованиях оформления статей в научных журналах указано, что нужно отдельно выделить в тексте статьи описание методов исследования. В таких случаях возможны не состыковки, как в данном примере.

В подразделе «Методы исследования» автор приводит перечень: «Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др.)».

Ничего не подозреваете? Что тут может быть подозрительным? Все современное, высокотехнологичное, в чем может быть вопрос? На самом деле автор даже не скрывает, что вместо методов исследования приводит «новые методы обучения».

Так это же совсем разные вещи, и рецензент, и редактор, и читатель ожидают увидеть методы исследования, а не методы обучения.

Тем более, что в аннотации статьи ничего не указано, и приходиться смотреть в тексте статьи, и неожиданно видеть методы обучения под названием «методы исследования».

Пример 4. Синергетика и экспликация смысла

Рассмотрим следующий пример. Авторы в описании методов могут «щегольнуть» красивыми словами, для понимания которых (осознавая свою отсталость от передовых веяний) рецензенту (и скорее всего читателю) приходится искать эти термины в интернете.

Один из авторов в методах исследования приводит термин «экспликация смысла». Да, хорошо, да, красиво. Какое объяснение этому термину дает гугл по первой ссылке? «Экспликация выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом».

Что это за действие? Как оно производится? Кем? В какой последовательности? Что происходит в результате экспликации смысла? Порождается новый смысл в результате? Второй подтекст? Не понятно! Но очень красиво, модно и интересно! Да и вообще, почему так мало исследователей проводят экспликацию смысла, это не эффективно, не доступно или не нужно? Что дала экспликация смысла – какой результат был получен в ходе экспликации? На все это автору нужно быть готовым ответить, если это позиционируется в статье. Да и то, что хорошо для лингвиста и режиссера, не всегда подойдет математику!

Что же касается синергетики, то это все хорошо, но дело в том, синергетика даже больше, чем отдельная целая наука.

Если есть резон использовать синергетику в своем исследовании, то хорошо, но тогда первый вопрос – а что тут относится к области исследования синергетики – тут вообще происходит самоорганизация? Если да, то как и почему?

Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом

Как вы уже поняли, любимым и наиболее часто используемым методом исследователи выбирают анализ. При этом часто дополняют слово анализ чем-то поясняющим. Итак, какие виды анализа будут заявлены авторами в своих статьях в приведенном ниже примере?

Педагогический анализ – это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога.

Исторический анализ – это конструктивный подход, который часто используется в таких областях как производственные отношения.

Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.

Хорошо, все эти виды анализа существуют. А не будет ли автор удивлен, что, использовав словосочетание «последовательный анализ», он претендует на исследование в области статистики? А что делать, если никакой статистики в рамках статьи не было и нет?!

Статистический последовательный анализ – это раздел математической статистики, изучающий статистические методы, основанные на последовательной выборке, формируемой в ходе статистического эксперимента.

Поэтому авторам при выборе методов исследования необходимо четко осознавать, что именно за метод они выбрали, поскольку может оказаться, что они «случайно» припишут себе такой метод, о котором они даже не знают.

Пример 6. Теоретические и эмпирические методы

Так как теория не отделима от практики, то можно сказать, что в любом исследовании должны разумно сочетаться эмпирические (экспериментальные) методы исследования и теоретические методы, объясняющие и прогнозирующие факты. Рассмотрим пример, в котором два метода – анализ и опрос разделились на два направления – на теорию и эмпирику соответственно.

Пример 7. Методы, о которых не знает гугл

Рассмотрим следующий пример, в котором я объединила несколько обычных методов (аналитической природы), о которых все ясно, и тут неожиданно, в самом конце абзаца будут приведены непонятные для современных исследователей методы.

Приведенный текст читается довольно «гладко», ничего не цепляет глаз, но в то же время этот, казалось бы, хорошо составленный текст требует детальной проработки. Все равно что взять этот текст, как ткань, и как бы распустить ее на нитки, вытягивая их из нее одну за одной. Точно так же можно выделить мысли, идеи, которые скомпонованы в этом тексте, чтобы понять их содержание.

Дело касается «методовформирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд». Являются ли заявленные методы авторскими? Попытки найти эти методы и их описания сошли на нет. Интернет не знает таких методов, не знает их описания, не знает результатов применения этих методов, кроме одной статьи, в которой они и упоминаются той же фразой.

Возможно автор статьи и является автором методов, что для автора является само-самим разумеющимся. Но для других исследователей важно – что это за методы, когда и как они возникли, кем и как применялись. Тем более, указано, что это не один метод, а целый опыт применения «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд».

Существует надежда, что авторы этих методов дадут им характеристику, названия (если этих методов много, раз это указано в слове «методы», как минимум не один) и поделятся своими знаниями с научным сообществом. Было бы неплохо понять место этих методов в общей иерархии методов.

Но, отправляя статью на рецензирование, стоит задуматься, общепринятые ли методы используются для исследования, а если нет, то как эти методы обоснованы? Кто их автор? Где и когда они применялись? Тем более, если это методы, а не метод.

Их не плохо бы перечислить и озаглавить, и охарактеризовать.

Пример 8. Узконаправленные и собственные методы

Рассмотрим два примера, в одном из которых обычные методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ) применяются на материале Южной Кореи, среди которых выделяются специализированные школы, и в них – одаренные дети.

То есть идет локализация материала исследования и выбор точно определенного контингента испытуемых.

Второй пример показывает, что авторы «далеко пошли», и создали собственные методики, которые соответствуют задачам и целям их исследования.

Конечно же никто не запрещает создавать и опробовать собственные методы исследования, чем больше существует методов исследования, тем точнее исследуется объективная реальность. А изложение содержания методов исследования и их результатов позволяет и другим исследователям пользоваться авторскими наработками.

Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов

В этом примере авторами заявлено:

Авторы описывают эксперимент, как один из методов исследования, однако, авторы при этом не называют экспериментальную площадку и не упоминают данные, которые принято указывать при описании эксперимента. То есть, что было получено в результате применения этих методов не понятно.

Пример 10. От общего к частному

Ниже приведу очень хороший пример, в котором отражается то, чего не было ранее во всех предыдущих примерах. Для того, чтобы создать хорошее впечатление у рецензента, редактора и читателей, можно просто взять иерархию методов, и расположить в тексте перечисление использовавшихся методов согласно этой иерархии. То есть движемся от общего к частному, проходя все ступени исследования.

Тем, кто затрудняется с выбором методов, можно посоветовать ту же самую простую схему – найти хороший сайт с иерархией, классификацией методов, выбрать для себя подходящие методы и описать их в нужной последовательности.

В этом смысле не будет многократно использоваться один и тот же метод применительно к разным вещам, не будет ошибки в названии метода, и как говориться, будет из чего выбирать – во всей иерархии методов что-то да пригодится для конкретного исследования.

Заключение

Методы исследования – это тот раздел научной работы, при написании которого нужно хорошо подумать и описать именно те методы, которые вы использовали при проведении вашего научного исследования.

Используйте общеизвестные научные методы, применив которые, другие авторы смогут повторить ваш научный результат. Критично подходите к формулировкам, чтобы случайно не придумать «новый» метод.

Также рекомендую вам прочитать статью про методологию исследования и рекомендации по написанию остальных разделов научной статьи.

Удачи в публикациях!

Эксперт Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.Профессор, почетный доктор наук Российской Академии Естествознания

Заслуженный работник науки и образования

Источник: https://xn--90aexm.xn--80aegcaa6cbngm5a6c1ci.xn--p1ai/metody-issledovaniya-eto-vazhno/

Врачебная тайна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: