Как выявить психические расстройства у детей и подростков
У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается.
Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.
Психические расстройства у детей и подростков
Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.
Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.
У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети.
С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные.
Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.
У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.
К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».
Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.
Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.
Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.
У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей.
Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.
Также для детского аутизма характерны такие симптомы:
- стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
- компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
- предпочтение однообразия и страх перемен;
- узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
- агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.
Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.
Детское гиперкинетическое расстройство
Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации.
Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца.
Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.
Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.
Расстройства физиологических функций
Сюда относится:
Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь.
Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга.
Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.
Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.
Тики
Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.
Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.
Олигофрения
Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.
Кретинизм
Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.
Подростковые психические расстройства
Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.
Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков
Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы.
Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями.
Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.
Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.
Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.
Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.
В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.
Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.
Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b55bb6e9d6d6f00aa31e8ef/5df9c3298d5b5f00b0264b4b
Психические заболевания у детей: как определить, тест, симптомы, лечение, видео
Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.
Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.
Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.
Как определить?
Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов.
Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств.
Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.
Тест «11 признаков»
- Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
- Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
- Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
- Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
- Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
- Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
- Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
- Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
- Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
- Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
- Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?
Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.
Умственная отсталость
Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.
Симптомы
Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:
- нарушается или отсутствует познавательная потребность;
- замедляется, сужается восприятие;
- возникают трудности с активным вниманием;
- ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
- бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
- слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
- отсутствуют устойчивые мотивации;
- ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
- возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.
Причины
Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:
- генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
- прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
- инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
- физическое повреждение тканей мозга во время родов;
- заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
- факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.
Можно ли вылечить?
Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.
Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.
Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.
Задержка психического развития
При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.
Психический инфантилизм
Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы.
Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине.
Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.
Каков прогноз?
Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений.
К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия.
Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.
Чем помочь ребенку?
Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.
Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.
Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/psixicheskie-zabolevaniya.html
20+ странностей в поведении ребенка, которые могут говорить о психическом отклонении
Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки.
Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее.
При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.
Аутизм
Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.
Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:
- Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
- Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
- Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
- Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
- Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
- Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.
Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.
На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.
Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:
- Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
- Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
- Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
- Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
- На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.
Дисграфия
Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.
Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.
Определить дисграфию можно по следующим признакам:
- Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
- Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
- Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».
© makeshiftup / reddit © OrangesAreVile / imgur
Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.
Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.
- Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
- В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.
Дислексия
Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.
Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.
Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:
- Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
- Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
- Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
- Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
- Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.
Источник: https://www.adme.ru/zhizn-semya/20-strannostej-v-povedenii-rebenka-kotorye-mogut-govorit-o-psihicheskom-otklonenii-1991315/
Шизофрения у подростков
Шизофрения у подростков является тяжелым психическим заболеванием, симптомы которого начинают провялятся в 12-15 лет. Для этого возрастного периода характерно неустойчивое эмоциональное состояние, изменение волевых качеств, нарастающие нарушения умственных способностей.
В нашей клинике проводится диагностика и лечение мальчиков с 15-16 лет и девочек с 15 лет. Своевременная диагностика психического расстройства вызывает сложности, так как большинство признаков схожи с проявлением подросткового кризиса.
Чтобы поставить четкий диагноз обращайтесь в центр психического здоровья «Равновесие», мы подберем грамотную фармакотерапию с коррекцией минимальных и эффективных дозировок.
Лечение шизофрении у подростков
Консультация врача по телефону: +7 (499) 495-45-03
Особенности подростковой шизофрении
Главной отличительной чертой заболевания у молодых людей является эмоциональная отстраненность и отгороженность.
Ребенок не желает общаться со своими одноклассниками и знакомыми, проводит время в уединении. У таких детей нет друзей и нет обычных для их возраста стремлений.
Они не хотят стать частью коллектива, утвердиться в нем, привлечь к себе внимание или как-то выделиться.
Развитию заболевания подвержены как девочки, так и мальчики. Для большинства из них характерно вялотекущее, непрерывное прогрессирование, для меньшинства – эпизодическое, приступообразное. Некоторые случаи отягощаются аутизмом и олигофреноподобным дефектом.
Причины возникновения шизофрении
Основной причиной психического расстройства считают нарушение работы головного мозга. Этому способствуют несколько факторов.
- Генетическая предрасположенность. Если в семье страдали этим недугом оба родителя, вероятность заболевания ребенка составит около 50%. Даже если шизофренией болели предки ребенка несколько поколений назад, риск заполучить болезнь остается достаточно велик – до 10%.
- Психологические травмы, полученные в детстве. Они касаются морального угнетения и подавления ребенка своими родителями. Малыш может стать невольным свидетелем сцен домашнего физического или сексуального насилия. При этом он не имеет возможности поддержать своего родного человека, кому-то рассказать об увиденном и услышанном. Ребенок испытывает сильнейший страх наказания. Такие случаи способствуют расщеплению психики, развитию нежелательных изменений коры головного мозга.
- Вирусные инфекции и другие серьезные заболевания, перенесенные женщиной во время вынашивания, а также травмы, полученные при родах.
- Употребление алкогольных напитков и наркотических веществ. В подростковом возрасте опасность именно этого фактора риска возрастает в разы. Современные синтетические наркотики, которые пробуют молодые девушки и парни, чтобы удовлетворить свое любопытство, приводят к быстрому привыканию и формированию зависимости. Негативное влияние психотропных веществ ведет к возникновению тяжелого психического расстройства.
Стадии развитияшизофрении у подростков
Выделяютнесколько этапов развития заболевания у детей подросткового возраста.
Начальный этап
Проявлениепервых признаков шизофрении у подростков наблюдаются в возрасте 12-15 лет. Онивыражаются:
- депрессивным состоянием;
- заострением черт характера;
- наличием фобий, особенно по поводу своей внешности;
- деперсонализацией – ребенок ощущает изменение восприятиясобственного «Я»;
- сложностью в налаживании контактов с окружающими.
Активный, манифестный этап
Эта стадия соответствует возрасту 16-20 лет. Все вышеперечисленные признаки шизофрении, характерные для подростка 15 лет, начинают быстро прогрессировать. Теперь они выражаются более ярко и остро.
Именно на этом этапе появляются первые видения, галлюцинации, бредовые и навязчивые идеи, ипохондрия.
Вместе с этим продолжают ухудшаться умственные способности – мышление становится заторможенным, наблюдаются нарушения речи, памяти и концентрации внимания.
Стадия восстановления, выздоровления
Этому этапу соответствует возраст 20-25 лет.
Благодаря эффективной терапии и индивидуально разработанной схеме лечения удается избавиться от большинства продуктивных признаков в виде бреда, галлюцинаций, повышенной возбудимости, а также компенсировать когнитивные функции. Больной может заново адаптироваться в обществе, восстановиться в ВУЗе и продолжить учебу.
Остаточный, профилактический период
У некоторых пациентов могут сохраняться остаточные явления негативной симптоматики – отстраненность и отрешенность от окружающего мира, замкнутость, инфантилизм. Слабая выраженность этих признаков не будет является препятствием для ведения нормальной, полноценной жизни.
Симптомы и признаки шизофрении у подростков
Взависимости от формы шизофрении у детей наблюдают преобладание одного изнижеперечисленных типов симптомов.
Гебоидный синдром
Он характерен для гебефренической формы шизофрении. У ребенка появляется повышенный интерес к жестокости и насилию. Он начинает смотреть фильмы-ужастики, в которых показывают сцены катастроф и убийств.
Если в семье есть младшие братья или сестры, они подвергаются издевательствам со стороны старшего, больного ребенка. Малыш также проявляет агрессию по отношению к животным и другим живым существам – физически мучит домашних питомцев, отрывает лапки у лягушек.
Ребенок грубо обращается к родителям, обижается без повода, отстраняется от семьи, становится равнодушен.
Симптомы и признаки шизофрении у подростков при ярковыраженном гебоидном синдроме проявляются и в аморальном поведении. Поступки идействия ребенка агрессивны.
Стремление к свободе он выражает в бродяжничестве– уходит из дома, ночует на улице, в подвалах или чердаках. Под влиянием негативных факторов окружающейсреды начинает употреблять алкоголь и наркотики.
В состоянии аффекта совершаеткражи или более тяжелые правонарушения.
Родителям, которые заметили странности в поведении своего ребенка, проявлении им необоснованной жестокости, настоятельно рекомендуем срочно обратиться за помощью к психиатру. Хотя гебоидный синдром хуже всего поддается терапии, при своевременном и адекватном лечении можно добиться хороших результатов – достичь состояния ремиссии.
Звоните в клинику «Равновесие» по телефону +7(499) 495-45-03
в любое время.Мы работаем круглосуточно.
В случае необходимости, организуем выезд врача-психиатра на дом для оказания экстренной медицинской помощи, поможем с транспортировкой ребенка в стационар. Все услуги оказываем анонимно.
После успешного лечения ребенок сможет вернуться в школу или ВУЗ, не боясь огласки.
Приступ дисморфофобического расстройства
Это увлечение философскими идеями, мистикой, спиритизмом, потусторонним миром, парапсихологией и биоэнергетикой. Больные дети с высокомерием и цинизмом относятся к своим сверстникам, считая себя выше и умнее их.
Общению с друзьями они предпочитают одиночество. Молодые девушки и парни зацикливаются на вопросах собственной внешности, считая себя уродливыми и некрасивыми.
Такие мысли сильно снижают их самооценку — делают их нерешительными, неуверенными в собственных силах.
Нарушение умственных способностей
Любая форма шизофрении способствует постепенному ухудшению когнитивных функций. У ребенка наблюдаются сложности с восприятием и усвоением новой информации, ему становится сложно выполнять домашние задания, сконцентрироваться на уроках.
В связи с этим резко падает успеваемость в школе. Нарушение умственных способностей происходит из-за заторможенности мышления, оскуднения эмоциональной сферы и ослабления волевых качеств.
Ребенок становится равнодушным, апатичным, теряет любознательность и интерес к учебе, быстро устает, особенно вследствие умственного перенапряжения.
Приступ бреда отношений
Такая симптоматика развивается на фоне фобий уродства, депрессивного состояния. Ребенок неадекватно воспринимает реальность, становится подозрительным. Все действия и поступки своих родных оценивает неадекватно, считая, что за «спиной» его только критикуют, осуждают и порицают.
Если поведение вашего ребенка вызывает беспокойство, вы не знаете, что делать – проконсультируйтесь со специалистом. В нашей клинике работают опытные врачи-психиатры, которые обязательно вам помогут.
Записывайтесь на прием по телефону: +7 (499) 495-45-03.
Диагностика подростковой шизофрении
Какуже выше отмечалось, диагностика заболевания в подростковом возрастеосложняется схожестью симптоматики с возрастным, подростковым кризисом илислабой выраженностью, размытостью признаков. Точный диагноз может установитьтолько врач-психиатр, после проведения ряда исследований и наблюдения запациентом в течение 2-6 месяцев.
Всвоей работе наши специалисты используют все имеющиеся у него инструменты.
- Клинико-анамнестический метод. Психиатр разговаривает с самим пациентом и его родителями. Путем беседы он собирает сведения о степени выраженности симптоматики, времени проявления первых признаков, стадии заболевания, форме шизофрении. Этот метод требует определенного времени. Врач должен наблюдать развитие болезни в динамике, чтобы точно определить характерный для психического расстройства комплекс симптомов.
- Психологические тесты – рисование картин, тесты Люшера, Роршаха и другие. Они играют вспомогательную роль, позволяют врачу собрать дополнительную, важную информацию личностного характера.
- Нейротест. Это лабораторный метод, который представляет собой забор крови. По ней определяют реакции, происходящие в нервной системе. Нейротест позволяет выявить шизофрению на ранних этапах развития, когда симптоматика еще незаметна или сглажена.
- Нейрофизиологическая тест-система. Она изучает реакции ребенка при воздействии различных раздражителей на органы чувств.
- КТ, МРТ головного мозга, в случае необходимости.
- Патопсихологическое исследование – проверка когнитивных способностей ребенка.
Только на основании комплексного обследования наш врач устанавливает диагноз, классифицирует форму шизофрению и подбирает индивидуальную схему лечения.
У Вас остались вопросы? Звоните по телефону: +7 (499) 495-45-03
и наши специалисты обязательно ответят на них.
Терапия
Если у подростка наблюдают ярко выраженные продуктивные симптомы в виде бреда и галлюцинации, родителям рекомендуют на некоторое время поместить его в стационар. Это вынужденная мера. Пациент в таком состоянии нуждается в постоянном медицинском контроле и наблюдении со стороны врачей, в эффективной медикаментозной терапии.
Клиника «Равновесие» располагает комфортабельным стационаром с просторными и светлыми палатами – 2-х, 3-х местными, VIP категории и без возможности подселения. Вы сможете каждый день навещать своего ребенка и проводить с ним время. После лечения в клинике, наши врачи продолжают вести своих пациентов и давать рекомендации.
Так же в любой момент наши пациенты и их близкие могут воспользоваться онлайн-консультациями, не выходя из дома.
Записаться на онлайн консультацию по телефону +7 (499) 495-45-03
Дляснятия симптомов продуктивной симптоматики применяют:
- нейролептики и антипсихотики нового поколения;
- антидепрессанты;
- препараты седативной направленности.
Дозировку и комплекс лекарств врач подбирает индивидуально, в зависимости от формы заболевания и проявленных признаков. Длительность стационарного лечения – 4-8 недель.
При достижении стабильного состояния курс терапииможно продолжить амбулаторно.
Родители могут забрать ребенка домой, при этом гарантировавего ежедневное присутствие на медицинских процедурах и сеансах психотерапии.
Наиндивидуальных тренингах с психиатром детей учат бороться со своими страхами ифобиями, отличать реальные события от выдуманных иллюзий, общаться со своимисверстниками и ближайшим окружением.
После успешного курса медикаментозной и психотерапии многие молодые пациенты получают шанс адаптироваться в обществе, вернуться в круг семьи.
Чтобы продлить стадию ремиссии, ребенку необходимо будет постоянно принимать прописанные врачом препараты, но уже в меньших дозировках. Вынужденной мерой станет также регулярное посещение психиатра.
Это необходимо для контроля за состоянием пациента и своевременной реакции в случае его ухудшения.
Центр психического здоровья «Равновесие»
Предлагает своим пациентам лечение на анонимной основе, без постановки на учет. Предлагаем короткие программы по госпитализации и дневной стационар. Врач продолжает вести пациента после выписки. Оказываем услугу онлайн-консультаций.
Источник: https://nevroz.com/psihiatriya/shizofreniya/shizofreniya-y-podrostkov/
Психические расстройства у детей
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств.
Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии.
По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей.
После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью.
Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям.
Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными.
Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит.
Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии.
При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тревожные расстройства, страхи;
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, агрессивность;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
- детская шизофрения.
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип.
Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация.
Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития.
Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка.
Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности.
Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта.
Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность.
Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу.
Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет.
Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
— шизоидность и циклоидность;
— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
— попытки убить себя или навредить;
— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
— сильные тревоги, мешающие обычной активности;
— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
— употребление алкоголя или наркотиков;
— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
— перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник: https://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/